среда, 13 апреля 2011 г.

ШИРОКО УПОЛНОМОЧЕННЫЙ



Не успел Верховный Совет утвердить в должности уполномоченного по правам человека и ребенка, как мне стали звонить активные граждане "с вопросами к депутату": «Где нам этого уполномоченного искать? И чем он нам может помочь?» 

Ответить на них сходу я не мог, поэтому решил найти уполномоченного самостоятельно. 
 Тем более, что внимание к этой должности привлекли и недавние заявления омбундсмена при президенте России Павла Астахова, занесшего Хакасию в "черный" список регионов, где должности уполномоченного по правам человка и по правам ребенка не разделены. 
Александра Ильича Чистотина, недавно назначенного на ответственный пост, я нашел в офисе «Единой России», где он работал последние несколько лет. Но гораздо болший срок Чистотин отдал службе в ситстеме МВД, а потому на мои вопросы отвечал по военному четко, но с осторожностью в голосе присущей любому бывшему силовику при общении с прессой.  
 
- С момента вступления вас в должность прошло уже больше трех недель. Что удалось сделать за это время?
- Сразу после назначения были приняты все необходимые меры, чтобы институт уполномоченного как можно быстрее начал работу по приему граждан. У нас пока еще нет постоянного помещения, не утвержден штат помощников и советников, их имена станут известны 15 апреля. Тем не мнеее с 1 апреля, через неделю после моего утверждения на должность, начался прием граждан. Сейчас мы принимаем людей по адресу в Абакане: Шетинкина 18, кабинет №1 с 10 до 12 часов по пятницам, а по вторникам принимаем в 106 кабинете дома правительства в то же время. Может показаться, что этого мало, но дело в том, что за четыре приемных дня, что я отработал ко мне обратились уже более 40 человек. А все жалобы и обращения необходимо обработать. Но я пока лишь один.

- Пополнение прибудет чере пару дней. С кем собираетесь работать? Уже известно кто войдет в команду уполномоченного?
- Для того, чтобы не было недомолвок на тему, «известно как у нас кадры подбирают» сообщаю, что 31 марта и 1 апреля в СМИ было опубликовано объявление о приеме документов на конкурс советников-помощников уполномоченного по правам человека и ребенка. Один человек по правовым вопросам, а второй исключительно по защите прав ребенка. Кстати, защита прав и свобод ребенка это приртиретное направление моей работы в соответствии с законом. Поэтому ждем до пятницы. Тогда и будут известны прошедшие конкурс кандидаты.

- А те граждане, что уже обратились к вам, чего хотят?
- Из 40 принятых мною граждан 20 процентов подняли вопросы в сфере защиты прав ребенка. В том числе обращаются и многодетные семьи. Жалуются на неправомерные действия должностных лиц в отношении ребетишек. И на нарушения в школах и детских садах.
Не скажу, что вопросы легкие. И все разрешимые в рамках обычной юридической консультации. Люди, как правило, приходят с проблемами, которые требуют корренного пересмотра действующей системы законодательства. Когда и все судебные решения уже приняты не в их пользу и аппеляции поданы, но решения судов остались неизменны. И так вплоть до Верховного суда. А человек все равно надеется, что вопрос возможно решить иначе.

- И что же в такие случаях делать, если уже суд поставил точку?
- Если нельзя вопрос решить, что называется, «в лоб», то следует искать другие пути. Есть моменты, когда человеку нужно помочь в параллельном направлении. Вот, например, ситуация. Приходят бабушка с дедушкой. У них внук -сирота. Ему уже 18 лет, но источников заработка нет, он еще учится. А квартира, где он проживает, требует ремонта. Он ее владелец. По закону пришедшие ко мне люди сироте третьи лица. Но просят помочь с ремонтам. Вот что тут делать? Выход не в юридической сфере, а в человеческой. Стройматериалами нужно помогать. У нас ведь есть бизнесмены, которые могут помочь. Либо оказать благотворительную помощь.

- Получается, что вам придется решать вопросы не только в юридическом поле?
- Человеческое решение человеческих проблем, так я вижу свою работу. Но если сейчас сосредоточить внимание только на приеме граждан, то можно в этом потоке захлебнуться. Нужна систематизация того с чем уже обратились. Некоторый анализ можно сделать исследовав итоги работы комиссии по правам человека, которая до появления института уполномоченного работала при правительстве республики. Треть обращений были связаны с жалобами из мест лишения свободы, 20 процентов от многодетных семей по нарушенным правам ребенка, 30-35 процентов, это бращения по нарушению личных прав и свобод и бездействию должностных лиц, и только порядка 8 процентов касаются нарушения политических прав человека и гражданина. То есть направления работы понятны. В комиссию за прошлый год подали более 400 обращений. Если к нам пойдут такими темпами, что мы уже увидели, то за год у нас будет не менее тысячи обращений. Я не скажу, что все жалобы и заявления обоснованы. Некоторые написаны так, что даже суть понять невозможно с человеком не поговорив. Поэтому разговариваем. Есть те, кому просто надо высказаться, пожалиться на судьбу.

- То есть вы и в роли психолога выступаете?
- По должности и по статусу мне это положено делать. Хоть я сейчас пока и один. Но решение всех оргвопросов это вопрос времени. Главное, что иститут уполномоченного создан и законодательно оформлен.
Сейчас есть небольшой кабинет. Как говориться нельзя мамонта есть целиком, его нужно есть частями. И мне очень приятно, что ни одна структура органов власти, будь то правительство Хакасии, Верховный Совет, или федеральные органы власти на нашей территории не отказывают уполномоченному. Это задел конструктивных взаимоотношений на будущее. А это значит, что граждане будут получать конкретную помощь там, где это возможно сделать.

- Кстати, о федеральных структурах. Господин Астахов занес Хакасию в черный список регионов где должности уполномоченного по правам человека и по правам ребенка не разделены. Как вы к этому заявлению относитесь?
- Я отношусть к этому заявлению нормально. У Павла Алексеевича есть своя задача поставленная Президнетом, чтобы в каждом субъекте были решены вопросы защиты прав ребенка. Более чем в трети субъектов сейчас есть отдельные уполномченныые по правам ребенка. Но регионы, видя местную специфику решают эту проблему по разному.
В Красноярском крае, например, есть уполномоченный по правам человека и у него два заместителя. Один уполномоченный по правам ребенка, а другой по правам малочисленных и коренных народов. Но у нас территории очень разные. У них за год три тысячи жалоб проходит, а у нас ожидаем, что будет в три раза меньше. И населеня в крае 2 миллиона 600 тысяч населения. Я повторюсь, но у меня приоритетное направление это защита прав ребенка и отдельный помощник который на днях появится будет заниматься только этими вопросами. Ну а уже из практики мы увидим как нам действовать дальше.

- То есть исходя из опыта практической работы могут быть приняты решения и по разделению этой должности на две как того требует Астахов?
- Не исключено. Но сейчас, когда мы даже в полную меру еще не заработали, говорить об этом преждевременно. По тем результатам, что сделаны до нас, следует однозначный вывод, что число подростков правонарушителей у нас сокращается. В сравнении с 2009 годов в 2010 на четверть сократилось число несовершеннолетних совершивших преступления. На треть увеличились расходы бюджета на приобритение детям сиротам жилья. По этим и другим данным мы можем говорить, что социальный блок правительства и МВД работают достаточно эффектино.
У нас в Хакасии очень хорошо развита система по замещению института семьи для детей оставшихся без попечения родителей. Есть три формы. Опека, приемная семья, усыновление и удочерение. За прошлый год у нас 280 сирот были переданы в приемные семьи. И таких семей в республике уже 1800. В них живут более 2400 детей и 86 процентов из их числа это так называемые социальные сироты, то есть сироты при живых родителях.

- А на чем здесь нужно сосредоточить внимание?
- Первоочередная задача — это профилактическая работа по предупреждению правонарушений в отношении несовершеннолетних. Я просто для примера скажу. В прошлом году в отношении родителей и родственников допустивших жестокое обращение с детьми было возбуждено 52 уголовных дела. А в замещающих семьях за прошлый год не выявлено ни одного такого факта. Это говорит о том, что институт приемной семьи показал свою состоятельность.
Многие проблемы может решить правовое воспитание родителей и детей. Об этом я говорил на встречах с руководителями минстерств социального блока. Будем заключать с ними соглашения о совместной деятельности и активно использовать уже наработанный опыт. За примерами далеко ездить не нужно. В Красноярском крае разъяснительная работа поставлена достаточно грамотно. Выходят брошюры и памятки, которые мы тоже будем выпускать.

- Господина Астахова еще очень возмутил случай с нашим черногорским депутатом стрелявшим в детей из травматического пистолета...
- Случай вопиющий. Я узнал о нем будучи в Красноярске. Мне сообщили, что после происшествия горсовет Черногорска будет рассматривать этот вопрос на сессии, и я сразу в ночь выехал в Хакасию, чтобы утром на эту сессию попасть. Сейчас возбуждено уголовное дело по двум статьям. Умышленное причинение вреда здоровью и хулиганство. И думаю, что оно будет доведено до суда. Главное, предотвратить повторение подобного в будщем.

- Многие говорят, что для этого от депутатов при избрании нужно требовать справки о состоянии психического здоровья. Наши слуги народа ведь решения принимают, которые будут сотен и тысяч людей в будущем касаться. Это должны делать адекватные люди.
- Логика в этом есть. Человек сдает на права и проходит всех врачей, каких только можно, прежде чем ему справку дадут на управление автомобилем. А от человека идущего заниматься вопросами обустройства жизни граждан в представительные органы такого документа не требуют. На мой взгляд должен быть какой-то квалификационный экзамен. На выборах мозги «запудрить» можно. А что потом? Неадекватный человек совершает преступление?
Но давайте взглянем на эту проблему чуть шире. После этого происшествия министр МВД республики сразу дал указание проверить как у граждан храниться оружие. Его ведь на руках довольно много. И участковые сейчас повсеместно этой проверкой заняты. Это тоже даст свой результат. Я расчитываю, что в будущем, при слаженной работе органов власти никакие «черные списки» нашему региону не грозят.



2 комментария:

  1. Интересно, почему,если объявляются конкурсы на другие должности, дается срок на подачу документов в 30 дней, а здесь всего 10 дней из которых 1 день - день выхода объявления, а 4 дня выходных...

    ОтветитьУдалить
  2. Деталей именно этого конкурса не знаю. Впрочем, они и не важны. Но на личном опыте убедился что все конкурсы на госслужбу это чистой воды фикция. Руководитель самостоятельно себе выбирает подчиненных. А вся "конкурсность" лишь для отвлечения внимания общественности и иллюзия беспристрастности процесса отбора.

    ОтветитьУдалить